Где определен перечень прав при получении медицинской помощи?

0
159

Понятно, что  пользоваться своими правами можно, когда их знаешь. В правовом государстве существует так называемая «презумпция знания закона». Исходя из нее, считается, что дееспособный гражданин знает свои права и обязанности, поскольку все нормативно-правовые акты общедоступны для ознакомления. Не подлежат применению законодательные акты не опубликованные предварительно в открытой печати. Хочет гражданин знать  и использовать свои права — он имеет возможность с ними познакомиться. Не хочет – государственным чиновникам жить проще, поскольку грамотные и  активные в юридическом плане граждане неизбежно увеличивают объем работы всех ветвей власти.
Государство (и вполне обоснованно) подразумевает: «это Ваши права и Ваши возможности, хотите  пользуйтесь, хотите – нет.  Нужна защита — обращайтесь, поможем». Правовое государство базируется на  юридической активности  и инициативе дееспособных граждан.  Однако существуют и  исключения. Речь идет  о попадании человека в ситуации, которые можно назвать «экстремальные социально-правовые условия».
К  таковым относятся контакт  с представителями следствия, суда, а также с лицами,  осуществляющими медицинские  вмешательства. Разъяснение гражданам их прав и обязанностей   ДОЛЖНЫ  быть осуществлены в процессе проведения  дознания (следствия) и в суде, а также (уже при желании гражданина) при его любом  обращении за медицинской помощью (ч.9 статьи 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»).
Все  права человека (правда, достаточно условно) можно  разделить на три группы.
Первая — это  права  Человека (или права и свободы человека в широком смысле), которые действуют независимо от  страны, где он находится. Изложены они во Всеобщей декларации прав человека,  принятой ООН в 1948 году. Это общепринятый, мировой  стандарт, защищаемая  международным сообществом и всеми государствами, входящими в ООН система общечеловеческих ценностей, таких, как жизнь, здоровье, семья, труд, образование, неприкосновенность  личности, свобода передвижения и свобода слова, и т.д.
Вторая — это  общегражданские права, которые гарантированы человеку на территории того государства, гражданином которого он является. Эти права изложены в Конституции и детализированы  законодательстве того или иного государства.
И, наконец, третья группа — «специальные» права, то есть права человека и гражданина в определенной сфере государственной, экономической или социальной жизни. К таковым в интересующей нас сфере медицинской помощи относятся права гражданина на бесплатную доступную медико-социальную помощь в государственной системе здравоохранения, права пациента, права застрахованного, права потребителя медицинских услуг, права лиц при получении психиатрической помощи т.д.
Права эти определены федеральными законами и иначе как федеральными законами не могут ни для кого из  граждан быть ограничены. Это правовой минимум, минимум обеспечивающий безопасность и выживание человека, минимум  его социальных возможностей, который можно и нужно расширять, но сужение которого иначе как  специальными федеральными законами запрещено.
Итак, права человека в сфере медицинской помощи изложены в законодательстве Российской Федерации. Высшим по юридической  силе законом, обладающим прямым действием  является Конституция России, установившая, что медицинская помощь в государственных и в муниципальных медицинских учреждениях должна оказываться гражданам бесплатно за счет страховых взносов и средств бюджета.
Следующим документом является имеющий в  здравоохранении силу кодекса федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В его развитие и для конкретизации отдельных вопросов принимаются федеральные законы и нормативно-правовые акты Субъектов Федерации.
К числу наиболее значимых для каждого гражданина относятся федеральные законы «О медицинском страховании граждан» и «О защите прав потребителей»  Принцип построения всего «законодательного древа» основа — приоритет норм международного права, Конституции, и федеральных законов и непротиворечие им всех принимаемых органами исполнительной власти и  Субъектами Федерации нормативных актов.
Современное законодательство  в своей сути представляет собой  «схему» того общества, который законодатели (представители народа) вместе с деньгами бюджета передает исполнительной власти в центре и на местах для построения цивилизованного правового демократического государства. И первая конституционная обязанность всех государственных органов и организаций — обеспечить гражданам возможность реализации законодательно установленных прав и свобод.
Понятно, что любое строительство, в том числе и государственное — дело хлопотное и дорогое, работа,  в процессе которой у исполнителей  достаточно часто возникает и желание, и возможность (иногда и необходимость) экономить деньги. Экономить кроме как на заказчиках (гражданах) больше негде. Экономия подобного вида проявляется всегда в одном варианте — конституционные и законодательно гарантированные их права пытаются ограничить.
Например, конституционному праву гражданина на бесплатное получение медицинских услуг в государственной системе здравоохранения корреспондирует обязанность последней таковые именно бесплатно предоставить. Если денег не  хватает,  исполнительная власть обязана поставить перед законодательной вопрос об увеличении соответствующих статей бюджета и (или) ставки взносов на обязательное медицинское страхование.
Так выглядит цивилизованный (=  законный) путь. Но есть и  другой путь — в нарушение Конституции  брать деньги не только из бюджета и страховых фондов, а  из карманов граждан.  Это тоже способ решения исполнительной властью (а государственное здравоохранение является ее органом) своих проблем, но уже незаконный, несмотря  на  то, что своим учреждениям разрешило брать деньги с граждан Правительство.
Подобные шаги властных структур характерны для любых стран. Именно для их нейтрализации создано разделение всей государственной власти ее на три относительно независимые ветви -законодательную, исполнительную и судебную, работающие в режиме «сдержек и противовесов».
Издание и внедрение в практику новых норм, сужающих жизненные возможности граждан — это всегда экзамен на зрелость гражданского общества и на правопонимание его членов. Если они ценят  и понимают  свои права, попытка  исполнительной  власти провалится. Если покорно выворачивают карман — значит «ура, получилось, теперь есть деньги  на строительство нового дворца».
Это был пример экономии денег путем нарушения прав граждан исполнительной властью на  федеральном уровне (путем издания Правительством Постановления противоречащего Конституции).
Теперь пример того, как экономит свои средства и силы в сфере медицинской помощи Субъект Федерации. Субъект Федерации, издавая нормативно-правовые акты имеет право увеличить объем прав граждан, установленный федеральным законодательством, но уменьшить, как было упомянуто выше, их может только федеральный же закон.
Программа государственных гарантий, раздел  6. Читаем «…при экстренной госпитализации медицинское учреждение выбирается медицинским работником». Федеральное же законодательство еще в 1993 году установило  иначе — пациент имеет право на выбор медицинского учреждения  (часть 2 статьи 30 Основ).
Казалось бы,  экстренная госпитализация, почему бы и нет, пациенту наверное не до выбора. Тем не менее,  подобная  позиция и называется «узурпация права». Узурпация означает присвоение без согласия владельца. В Санкт-Петербурге более 75% госпитализаций (это ежегодно около 750 000) осуществляется в экстренном порядке). Несомненно, что принятие решения о месте госпитализации неким медработником облегчает равномерное заполнение больниц,  экономит время и топливо  санитарного транспорта. Известен вопрос, на который необходимо ответить, давая объективную оценку подобному ущемлению права — таковое  ухудшает уровень личной безопасности граждан или нет? Если все больницы имеют  аналогичный уровень квалификации персонала, технического  и лекарственного оснащения,  работают в соответствии с федеральными стандартами, это ущемление права, скорее всего, не способно навредить. Отвечаем на поставленный вопрос: стандартов помощи нет, техническое, кадровое и лекарственное оснащение крайне больниц неодинаково. Есть больницы «процветающие», есть «тихо умирающие» (официально называются «готовящиеся к закрытию»). Лишив пациента  права сделать выбор между двумя этими типами учреждений, его просто-напросто подвергают высокому риску низкокачественной медицинской помощи.
Ответ на вопрос «где можно познакомиться со своими правами «мог бы быть предельно кратким — «в действующем законодательстве». Однако таковое включает в себя и Конституцию, и федеральные законы, и  постановления  и правовые акты субъектов Федерации. И при сопоставлении этих документов становится хорошо видно,  как во имя  экономии средств и сил (своих) исполнительная власть и в центре (Правительство,  Минздрав), и на местах (Администрация) способна навязывать гражданам удобные для себя правила игры.
Что делать пациенту? Первое — помнить  о более высокой  юридической силе и прямом действии Конституции и федеральных законов и, второе — настаивать на соблюдении установленных законных  прав. Каждое должностное (и суд, естественно) лицо должно руководствоваться сначала  Конституцией и федеральным  законом, а потом  уже иными нормативными актами — это и означает их прямое действие. Ведь, на самом деле, наши законные права в сфере медицинской помощи более чем скромные — государство, например, ни в одном нормативном  акте не гарантирует нам качественную медицинскую помощь. Доступную — да, выбор врача и медицинского учреждения (не из всех существующих , а лишь в рамках заключенных договоров обязательного медицинского страхования) — да, качественную помощь — нет.
Сие вовсе не означает  невозможность ее получения, но гарантии качества сегодня может обеспечить себе лишь сам пациент своими действиями в своих интересах. Существует второй вариант – случайное попадание в высококвалифицированное учреждение, но этот шанс минимален (примерно 1:20).